Особенности национального концертного звука в России

15 декабря 2008

ЧАСТЬ 2.ЗАЛ – ЭТО КОНЦЕРТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ!!

Как было обещано, в этом продолжении мы вновь займемся исследованием увлекательной темы концертного звука в России. Темы, оказывающейся подчас весьма многогранной и объемной, открывающейся с различных потаенных и не очень сторон бытия. Сегодня мы представим вам мнение о концертном звуке, о концертных залах, связанной с ними специфике и о звуке вообще архитектурного акустика. Человека в своей среде известного, отличного специалиста, которого часто приглашают для консультаций по архитектурной акустике (в дальнейшем – аа). Как вы поймете из нашего дальнейшего разговора без участия специалиста по аа сегодня не представляется возможным грамотно обустроить любой концертный зал, не говоря уже о решении серьезных звуковых инсталляционных задач в помещениях. Представляем вам Лившица Анатолия Яковлевича. Ему – 50 лет. В 1979 году он закончил институт инженеров транспорта по специальности промышленное и гражданское строительство. Поэтому в разговоре Анатолий в первую очередь подчеркивает, что по первой специальности он – строитель. В 1983 году Лившиц поступил в аспирантуру. В 1986 защитил диссертацию по теме звукоизоляция. Имеет некоторые изобретения в этой области. С интересующей нас темой акустики он непонаслышке знаком с третьего курса института, когда студентам читается курс строительной физики, в которой существует большой подраздел посвященный архитектурно-строительной акустике. Потом был перерыв, когда Лившиц занимался только строительством. С 1993 года после знакомства с шведской компанией «Ecophone» («Eco» - «Экология», «phone» - «звук») он вновь вернулся в архитектурно-строительную акустику. В итоге на рубеже 2000-х годов им была создана фирма «Акустические материалы и технологии», занимающаяся комплексом проблем, связанных с архитектурно-строительной акустикой. Теперь, когда вы знаете кое-что о нашем собеседнике, можно приступить к интервью.

Автор (А): Анатолий, с вашей помощью было сделано немало концертных объектов. Что происходит сегодня в российской аа?
Лившиц (Л): Несколько последних лет я занимаюсь вопросами, связанными только с акустикой залов. Часто консультирую. Наблюдая ситуацию с акустикой изнутри, отмечу, что специалистов по аа в России осталось мало. В основном это люди преклонного возраста. Такая ситуация сложилась из-за того, что в начале и середине 1990-х годов многие молодые специалисты уехали из страны или прекратили заниматься аа. В связи с чем сегодня в стране ощущается серьезная нехватка людей глубоко, а не поверхностно, разбирающихся в аа. Концертных залов в сегодняшней России появляется все больше и больше, что хорошо. Но в то же время многие залы делаются без консультаций с акустиками, что подчас приводит к плачевным результатам по качеству слышимого в них концертного звука.

А: В предидущем материале о концертном звуке мы выяснили, что каждый концерт по-своему уникален!
Л: Совершенно верно. Музыканты играют, выкладываются. Но эффект от музыкального произведения в первую очередь зависит от звука, который воспринимается человеком через уши. И, во вторую очередь, от зрения, когда мы воочию видим само концертное шоу.

А: Меня в контексте статьи интересует аспект, связанный со звучанием именно рок-музыки. Музыки «современной», как вы ее обозначили.
Л: Хорошо, поговорим об этом подробно. Но для лучшего уяснения вопроса будет полезно привести несколько посторонних примеров, связанных со звуком в помещениях. Науке сегодня известно, что 20% информации человек получает через слух. Остальные 80% приходятся на на зрение, обоняние, осязание и так далее. Казалось бы 20% - это совсем немного, сущая мелочь. Ан нет! Если лишить человека слуха или исказить доносящийся до него звук, то это катастрофически может сказаться на его поведении. Ярким примером может служить пример из повседневной жизни, связанный с аэропортом. Допустим, вы опаздываете на самолет. Попадаете в итоге в зал ожидания аэропорта и слышите объявление – рейс такой-то, вылет во столько-то. Но слышите нечетко и не можете разобрать, что к чему в сообщении. Такая ситуация ведет к нешуточному стрессу и нервотрепке. Ведь вы можете запутаться и вообще пропустить вылет самолета.

А: Да, неприятно. Казалось бы пустяк, всего-то звучит неразборчивый текст…
Л: В звуке мелочей не бывает! Возьмем другой распространенный пример, связанный с нашим жильем. Почти все мы живем в многоэтажных домах. Хотим выспаться перед трудовым днем или просто отдохнуть. Если при этом вам постоянно мешает доносящийся от соседей шум, то неврозы и ссоры вам обеспечены. Результат всего этого таков, что через двадцать лет у вас может появиться повышенное давление. Вы будете думать, что болячки от возраста, но это – не так! Поэтому люди подсознательно стремятся вырваться на природу, где тихо. Тишина успокаивает человека.

А: Человек, однако, весьма приспособляемое существо.
Л: Да, он приспособился жить везде на планете: от Антарктиды – до Эвереста. С жильем перед вами наглядный второй пример, почему строительная акустика важна для человека. То есть, у нее существуют способы, исключить проникновение шума из одного помещения в другое. Третий пример связан с вашим приходом на концерт. Ожиданием впечатлений от него. На концерте вы что-то видите (кстати, не всегда хорошо). Но когда вы впридачу ко всему еще и плохо разбираете текст песни, а звуковой ряд, приходящий вам в уши, не вызывает восторга, о чем говорить? Такая ситуация, конечно, не повлияет глобально на вашу жизнь. Дело в том, что посещения концертов важны как некая эмоциональная составляющая нашей жизни. Прикосновение к искусству. Смысл жизни, с моей точки зрения, состоит в культуре. На концерты большинство людей ходят не так часто. Раз в месяц, а то и реже. И если этот небольшой по продолжительности период (обычно он идет 1,5 – 2 часа) приобщения к музыкальной культуре и искусству будет смазан, то он принесет человеку ощущение дисгармонии, оставит ощущение неудовлетворенности.

А: Я понимаю, о чем вы говорите. Когда человек идет к стоматологу, то он вправе ожидать, что ему качественно вылечать зубы. Окажут помощь. Зубы лечить - тоже искусство, между прочим. Если услуга оказана некачественно, то человек вправе подать жалобу, взыскать с врача причиненный ущерб. Услуги предоставления концертного шоу и оказания зубоврачебной помощи в контексте их потребления человеком по сути равнозначны. Просто ожидания от «вылечить зуб» и «посещения концерта» кажутся людям чем-то несравнимым. Хотя субъективно от некачественного предоставления той или иной услуги страдает каждый и неприятный осадок остается надолго. И еще небольшая ремарка по поводу артистов. Среди них нередко бытует мнение «порвем публику», «возьмем ее за глотку» и «заставим бить в ладоши этих…соплеменников». То есть, вместо «приобщения людей к искусству», показа высокого уровня игры и класса, перед вами предстают не музыканты, а местечковая урла, озабоченная вопросом «рубления капусты с этих лохов». А если сюда добавляется и отвратительный звук, то в итоге мы «имеем, то, что имеем» (или публику «имеют»…). Но мы немного ушли в сторону. Пожалуйста, продолжайте.
Л: Концертный звук в залах может быть отвратительным, громким или, наоборот, тихим. Дело будет не в воспроизводимых децибелах, а в гармоническом восприятии музыки. Эти проблемы как раз и решает наука под названием архитектурно-строительная акустика.

А: Вы употребили два термина: архитектурная и строительная акустика. Почему?
Л: Объясню, чтобы окончательно прояснить вопрос. Архитектурная акустика занимается распространением звука внутри помещения, не выходя за его пределы. Это – акустика залов (вестибюли, вокзалы, офисы, концертные залы и так далее). Она решает вопросы, как сделать комфортным восприятие звука там, где есть как источники звука, так и его приемники. Источником звука в случае концерта выступает голос артиста, музыкальные инструменты, звуковые порталы. Приемником – человеческое ухо или микрофон. Строительная акустика решает вопросы передачи звука из одного помещения – в другое, то есть ведает вопросами звукоизоляции. К примеру, передача вибраций по строительной конструкции, стенам и так далее.

А: Понятно. Но в силу направленности нашей статьи я попрошу вас касаться лишь акустики концертных залов.
Л: Проблема предстает в разных плоскостях. С одной стороны, вопрос философский. В юности я любил побренчать на гитаре. Один приятель послушал и сказал мне – «когда люди играют плохо, они обычно играют громко». Его фраза запала мне на всю жизнь. Думаю, что когда музыка сама по себе хороша, то неважно, как она звучит. Вы ловите каждый момент ее звучания. С другой стороны, вы можете постоянно слушать некое произведение в машине, дома, по радио, в плеере. Получается так, что идя на концерт, вы заранее ожидаете услышать ее качественное исполнение. А вместо этого получаете набор хрипов, провалов, искажений. Тогда начинается раздражение. Причем не от того, что музыка плохая, а от ее некачественного исполнения. Если же музыка была вам заранее незнакома, то важно слышать ее богатство, манеру исполнения, эмоции, вкладываемые музыкантами в аккорды.

А: Да, это существенный музыкальный нюанс!
Л: Если вы и музыкант разделены неким барьером (допустим, музыкант хочет чистоты и ясности в данном моменте, а вы воспринимаете его игру через динамики с искажениями), то вы, как правило, не удовлетворены.

А: И начинаются поиски причины неудовлетворенности.
Л: Понятна разница в профессионализме музыкантов. Но обычно на звук влияет либо плохое качество звуковоспроизводящей аппаратуры, либо акустические свойства помещения.

А: Кстати, а как быть с концертами, проводимыми на открытом воздухе?
Л: Ухо человека устроено таким образом, что человек слышит как прямой звук (приходящий по кратчайшему пути от источника звука), так и отраженный (от земли, листьев деревьев, воды, скал, других людей). Отраженные звуки приходят с определенным запаздыванием и с искажениями. Скорость звука в воздухе ограничена примерно 340 м/с, что зависит от влажности и прочих факторов. Прямой звук падает и отражается от определенной поверхности с разной интенсивностью и в разных частотах. Звук в целом представляет из себя богатый набор частот. Камертон издает примерную узкую полоску звуков. Тембр человеческого голоса варьируется от 200 – до 2000 и более герц. (1 герц равен 1 колебанию в секунду – авт.). Человеческое ухо слышит от 20 – до 20000 герц. На разных частотах интенсивность отражения звука разная. Это позволяет человеку ориентироваться, даже если звук к нему приходит сзади. Так заложено природой. Отражения создают богатство звука. Они показывают его четкость. Сделать концертный зал, чтобы в нем было гармоничное восприятие звука, крайне сложно! Я все это объяснил для того, чтобы читателю было легче воспринимать тот факт, что на концерте важно слышать не только прямой звук, но и его отражения. А важно потому, что если отражения приходят с большим запаздыванием (больше, чем в полсекунды), то прямой сигнал и отраженный накладываются друг на друга и человек не воспринимает прямой сигнал. Его мозг не разделяет, где первичный сигнал, а где - отраженный.

А: То есть, перед нами тот самый пример с аэропортом, когда вы не можете понять во сколько и откуда вылетает ваш самолет.
Л: Когда в аэропорту говорят «в шесть часов», на букву «ш» накладываются «с» и «ч». Начинается неразбериха. Очень большие запаздывания отрицательно влияют на разборчивость как речи, так и музыки. Здесь важна жанровая направленность исполняемой музыки различными инструментами. К примеру, орган не будет хорошо звучат в помещении, где нет «запаздываний» звука. То же касается звучания барабанов и части духовых инструментов (крупных по габаритам). Поэтому орган прекрасно слышен в готических соборах, объемом в несколько десятков тысяч кубометров, с большими высотами. В них время запаздывания органного звука по отношению к прямому составляет 2-3 секунды.

А: Можно ли со звучанием органа сравнить звучание некоторых электронных синтезаторов, воспроизводящих органный звук?
Л: Синтезаторы воспроизводят звук органа, записанный в цифровом или аналоговом виде. Программа внесена в инструмент и при нажатии клавиши звучит динамик, а сам звук приходит (образно) из компьютера, без помех.

А: Ясно. В органе звук «живой». Вибрируют органные трубы…
Л: Теперь представим другой вариант звучания на примере современного кинозала. Вы смотрите фильм в современном кинозале. Там звуковые эффекты не менее интересны. Например, звук поезда проходящего через экран справа-налево, будет двигаться за поездом по экрану из динамиков справа-налево. Делается это при помощи многоканальной записи, а компьютер следит за соответствующим движением предмета и звука. При этом линейный звуковой массив в кино, (как и на концерте), расположен у экрана (сцены) и создает у вас ощущение того, что звук идет от экрана (со сцены), а дополнительные колонки расположены по периметру зала. Представьте, что если бы в кинозале эхо было долгим, то картина, записанная звукорежиссером, смазывалась отражениями, появляющимися в зале. Так что к кинозалам предъявляются совершенно другие требования, чем к другим залам. В них время запаздывания звука должно быть гораздо меньшим, так как все спецэффекты должны быть максимально услышаны зрителями.

А: Я так понимаю, что вы рассказываете о двух полярных случаях запаздывания звука?
Л: Да. Время запаздывания звука в концертном зале будет находиться примерно посередине между случаями запаздывания звука в соборе и в кинозале. В концертном зале не должно быть большого времени реверберации, то есть «гуляния» отраженного звука после прекращения исходного звука. В то же время концертные залы не должны быть сильно заглушены, иначе звук будет неживым и неинтересным. Человек будет чувствовать в нем некую «ватность». Расскажу вкратце о некоторых технических особенностях термина реверберация, часто применяемого в аа. Одним из главным параметров реверберации является время ее затухания или время реверберации. Это время в секундах, необходимое, чтобы громкость звука отражений уменьшилась на 60 децибел ниже громкости начального сигнала. Например, выстрел из пистолета равен 110 дб. (110 – 60 = 50 дб, то есть через секунду уровень шума в помещении будет 50 дб). Это – крайне важная характеристика помещения, которая говорит о его гулкости. В залах, где необходимо правильно и четко воспринимать информацию (речь диктора, лекционные залы), в них время реверберации должно быть как можно меньше. В залах органной музыки (для хорового пения) –наоборот, время реверберации должно быть выше! Время реверберации зала зависит не только от его назначения, но и от его объема. Нельзя при существенно разных объемах (500 кубометров/1000 кубометров/ 2000 кубометров) залов сделать время реверберации для них одинаковым. Человеческий мозг подобен компьютеру. Он будет сопоставлять объем зала с временем реверберации. Хотя рекомендации, касающиеся времени реверберации в концертных залах, существуют в учебниках и в специальной литературе по проектировке зданий.

А: Я слышал, что время реверберации большого стадиона составляет около 7 секунд в среднем и около 10 секунд в нижнем диапазоне частот. На частоте 60 гц эти цифры могут достигать 15-20 секунд, что является очень большим отклонением от рекомендумых норм. Стадионы изначально строились для аккумуляции эмоциональной энергии. Для того, чтобы в полной мере ощутить низкочастотные вибрации, народ их и посещает. Контролировать и управлять этим процессом с учетом того, что в музыкальной аппаратуре уже появились и активно используются сабвуферы, как мне кажется, является мечтой любого специалиста по акустике. Но о феномене больших помещений стоит говорить отдельно. На практике многие арендуют сегодня помещения объемом поменьше (от 500 – до 3000 кубометров). Какие могли бы вы дать рекомендации по подобным залам, учитывая то, что это может быть подвал или бывший заводской цех.
Л: Как говорил, я консультировал при постройке многих залов. Например, зала «Форум-Холл» на Калитниковской набережной, Школы искусств в Алтуфьево, Театра Эльдара Рязанова, Общественно-культурного Центра в Благовещенске, многих Домов культуры и так далее. Сегодня больше всего заказов идет на строительство многофункциональных залов. Стараюсь «вытягивать» каждый зал. По отзывам коллег ни одного зала не испортил. Рекомендации мои просты – ничего не начинать делать до приезда архитектурного акустика! Он – как врач. Представьте аналогию. Женщина забеременела. Она обращается к гинекологу. Здесь точно такой же случай. Существуют в аа тонкости и мелочи, которые потом могут сильно вылезти боком. И не только с точки зрения аа, а и звукоизоляции зала (ведь многие залы строятся рядом с жилыми помещениями) и так далее. Важным фактором для акустики зала является его форма. Все поверхности в залах являются отражающими. В них нет ничего поглощающего. Поясню на примерах. Когда зал короткий и очень широкий, то выигрывают те, кто расположился у сцены. По бокам такого зала звук воспринимается плохо. В очень длинных залах те, кто сидят сзади, обычно видят шоу не очень хорошо, да и слышат его не лучше. Залы с невысокими потолками плохи тем, что в них трудно гармонично воспроизвести низкие частоты. Зал «не прокачивается». По большому счету зал – это концертный инструмент! Зал – это не только коробка, в которую набились люди. Где им не мешает погода и куда пускают по билетам. Зал соединяет в себе все звуки. Микширует их. Привносит свои оттенки звучания и передает их слушателям. Нельзя, к большому сожалению, сделать так, чтобы все места в зале были равноценны. Но стараться улучшить их звучание возможно. Еще плохи круглые залы, где происходит концентрация энергии в одной точке. Неудобны залы со сводами потолка, обращенными вниз. Они также собирают энергию в одну точку. Прямоугольная форма зала не самая хорошая, но и не самая плохая. Подобные критерии оценки залов также прописаны в специальной литературе. На мой взгляд, хороши залы несимметричные. Расширяющиеся от сцены, с перепадами потолка по высоте и так далее…

А: Я так понимаю, что помимо прочего, общее соотношение геометрических параметров формы зала (его длины, ширины, высоты) имеет большое значение?
Л: Верно. Форма зала может иметь свои негативные акустические эффекты. Их три. Первым эффектом являются наводки на микрофон. Когда рядом с местом расположения микрофона есть поверхность, которая отправляет отражающий звук от источника назад в микрофон. Ко второму эффекту относится порхающее эхо, возникаюшее между двумя параллельными поверхностями. Чем больше в зале неправильностей, выпуклых поверхностей (которые, кстати, появились справа от сцены в Б1 летом 2008 года), тем зал более равномерен по звучанию.

А: В качестве таких выпуклых поверхностей, видимо, могут выступать барные стойки, звукорежиссерские пульты и другие вещи?
Л: Да, любые выступы полезны для улучшения акустических свойств помещения. Но здесь нельзя переборщить! При наличии больших пространств могут возникать дополнительные эха, которые приходят с большим опозданием и высокой интенсивностью. Например, выходы из зала могут быть глубокими и большими. В них нет никакого поглощения. Третьим эффектом будет эффект театрального эха, когда отразившись от противоположной стены эхо приходит обратно в микрофон с очень большой интенсивностью. Такое бывает, когда сцена расположена параллельно сцене. Еще запаздывающее эхо часто приходит в зал из глубоко удаленных балконов. Если они не отделаны звукопоглотителями, то интенсивность приходящего оттуда шума может быть очень высокой.

А: Понятно. Это вы рассказываете о дефектах залов. А как быть с применяемыми при их строительстве материалами?
Л: Применяемые при строительстве концертных залов материалы очень важны! От них зависит время реверберации. Если в зале все поверхности жесткие (кирпич, камень, толстое стекло, железная крыша), то в зале будет болшая гулкость. От него останется впечатление нахождения на большом вокзале. С другой стороны, можно сделать неплохим зал, состоящий только из отражающих поверхностей. Но в нем не должно быть плоских поверхностей. Хорошо, когда в нем все перемешано. Я берусь сделать приемлемый по акустике зал из кирпича, бетона, штукатурки, без использования мягких поверхностей, но с одним условием. Чтобы мне никто не мешал! Подобные примеры есть. Это – пещеры, в которых отличная акустика и можно проводить рок-концерты.

А: Мне на ум даже пришло название вымышленного зала – «Грот», построенному по вашему рецепту.
Л: Такой зал был бы объемен. В пещере есть естественные сколы камня, много неровностей и нет фронтальных отражающих поверхностей. Когда решена форма зала, то вопрос использования материалов вторичен. Дальше – легче! Идеальная форма концертного зала – в виде подковы. Сцена располагается в самом узком месте такого зала. Неплохо, когда зал идет вверх ярусами, как в ЦДХ. Отлично, когда есть балконы, как в Б1, Б2, Тени, ДК Горбунова, в закрывшемся летом 2008 года Апельсине. Гораздо проще строить прямоугольные залы. Сегодня при строительстве на многом экономят. Если зал строится прямоугольным, то в нем должно быть много рассеивающих поверхностей: балкончиков, пилястр, специальных выступов. Ближе к сцене должен быть использован один материал. Далее – другие. И уже мое умение архитектурного акустика, (являющееся по сути симбиозом науки и искусства), выбрать тот материал, который позволит в теории получить хороший зал.

А: Вы сказали «в теории»…
Л: Да, в теории. А на практике получается так, что что когда мы рассчитываем время реверберации, коэффициент поглощения и другие параметры, то мы исходим из наших расчетов. В реальности вам могут привезти на стройку материал на порядок отличающийся от лабораторных таблиц. Качество не обязательно будет хуже. Оно будет другим. Ярким примером является повсеместно применяемый гипсокартон. Его крепят на каркас. Частота шурупов, которым он крепится на каркас уже влияет на звукопоглощение. Наличие за гипсокартоном других материалов, (той же теплоизоляции), также оказывает влияние на акустику помещения. В итоге все может получиться лучше или хуже намеченного.

А: Не угадаешь, в общем.
Л: Поэтому, повторюсь! Акустик должен присутствовать при каждом шаге строительства зала. Не только при монтаже, но и смотреть, как все крепится. Следить за подгонкой материалов, во время которой могут быть ошибки, замены материалов и так далее. Тогда вероятность получения на выходе хорошего результата высокая. Если мы ограничиваемся проектом на бумаге, то может получиться «как всегда». Бывает и так, что все нормы и параметры соблюдаются, но за два месяца до окончания строительства объекта начинается спешка по его сдаче и говорят «нам не до звука, надо сдать объект, ленточку перерезать, поэтому делаем так, как умеем…». А возьмите спортивные сооружения (волейбольные, хоккейные, баскетбольные залы), которых сегодня также много строится по стране. Для большей рентабельности их планируют использовать и как концертные площадки. В основном они делаются по принципу минимализации строительной стоимости. Потолки изготавливаются из гофрированного листа. В стены закладывается стекло, кирпич и гипсокартон. Полы – деревянные. Могут быть застланы ковром. Пластиковые сидения. Все поверхности – отражающие! А объемы залов немаленькие.

А: И как вы с этим справляетесь?
Л: У нас есть методы напыления звукопоглотителя. Достаточно обработать таким звукопоглотителем (он хорошо напыляется на металл) потолок и время реверберации существенно понизится. Готовых рекрмендаций для всех случаев дать невозможно. Я захожу в зал, осматриваюсь и делаю проект. Еще мне нужен архитектор. При этом я выступаю как помощник архитектора! Важно о чем думает архитектор в первую очередь: о том, как разместить людей, о противопожарной безопасности, о звуке, о цветовом решении зала. Архитекторы – в первую очередь художники. Люди, отлично умеющие и любящие рисовать, понимающие толк в интерьерах и дизайне, но постоянно, к сожалению, забывающие об архитектурной акустике.

А: Мне кажется, что отделка концертных залов зачастую скудновата, несмотря на всю позолоту люстр, запредельную дороговизну напитков в баре и прочих «прибамбасов».
Л: Такая экономия и стремление пустить пыль в глаза – прямое следствие недавних советских времен. Я считаю, что материалов, применяемых при отделке залов должно быть много. Они должны быть разнообразными, радовать глаз. Но в России совковые тенденции продолжаются в плане упрощения отделки залов. Еще раз подчеркну, концертный зал – квинтэссенция культуры. Мое кредо – больше хороших и разных залов!! Обязательно должны быть залы, «заточенные» под определенный стиль музыки. Под рок или филармонию. С залами можно играть. Например, были попытки делать залы с переменной акустикой, когда опускаются шторы или поворачивается часть сценической конструкции. Подобный опыт был применен при строительстве Киноконцертного зала «Октябрьский» в Ленинграде. Хотя фразу про «театр начинается с вешалки», никто не отменял. Думаю, что зритель может простить невыразительный фасад, скромное фойе и гардероб. Но если у вас все хорошо, кроме зала, в котором ничего не видно и не слышно, то лучше пойти еще куда-нибудь, а не на концерт!

А: Полностью согласен с вами.
Л: Я очень люблю музыку. В ней мне сегодня важны не столько ритмы, сколько наличие собеседника. Поэтому, мне близка опера, являющаяся, на мой взгляд, наиболее синкретическим из искусств. Еще мне интересна музыка группы Queen. Творчество Сергея Пенкина. Когда был в Лондоне, то пересмотрел мюзиклы «Cats» и другие. Считаю, что архитектурный акустик должен быть в курсе той музыки, которая будет исполняться в создаваемом с его помощью зале. Мы уже отмечали, что целью человека является культура. Причем культура не только певческая или живописи, а и культура обработки земли (рисовые поля на Востоке), культура животноводства, культура еды и так далее. Музыкальная культура не сопряжена с материальным производством. Плоды ее деятельности зачастую нематериальны. Но они не становятся от этого маловажными, а скорее наоборот. В музыке всего на порядок больше, так как человек абстрагируется от материального и дает простор своему воображению.

А: Что уже близко не только культуре, но и искусству. Отличное завершение беседы. Спасибо вам за интервью. От себя хочу добавить несколько слов. Теперь, когда интервью прочитано, я надеюсь, вы поняли, почему мной были вынесены в его заголовок слова про «зал как инструмент». Это было сделано не случайно. Понятно, что на концерты мы ходить не перестанем. Но обращать свое внимание на концертные залы и их акустику вы можете теперь больше. А значит, делать соответствующие выводы. Как говорится, кто предупрежден, тот – вооружен. Дело – за вами! На этом, до свидания. А у темы исследования концертного звука в России уже готовится не менее интересное продолжение.

Роман Егоров. 2008.

К списку...