Концертные залы с электроакустикой

Концертные и многофункциональные залы, оборудованные системами звукоусиления, в настоящее время составляют подавляющее большинство зрительных залов в мире. Это могут быть концертные залы, залы театров, цирков, спортивных сооружений и пр. Словом, все те объекты культурно-зрелищного назначения, где звучанию или озвучиванию отводится одно из главных или важных мест.

Концертный зал с электроакустикой

Большинство таких залов оборудованы системами линейных массивов - мощными и современными электроакустическими излучателями, которые соединены в группы, образующие т.н. кластеры. Кластеры собираются из числа однотипных громкоговорителей, которые ориентируются в пространстве таким образом, чтобы наилучшим образом покрывать равномерным звучанием закрепленную за ними часть зала. Таким образом, правильно спроектированный и настроенный комплекс линейных массивов с помощью двух или трех кластеров (как правило, левый, правый и центральный кластеры) может равномерно озвучить зал вместимостью от 500 до 5000 человек. Но все это, безусловно, становится возможным при правильном акустическом оформлении помещения зала.

Как и в случае с кинотеатрами, зал с электроакустикой можно как "недоглушить", так и "переглушить" применением специальных звукопоглощающих материалов. В первом случае повышенная реверберация (эхо) будет мешать правильному восприятию фонограммы, которая за счет многократных отражений исказится по тембру и разборчивости, а в особо плохих случаях превратится в "кашу". В случае же "переглушения" помещения звук в зале становится сухим и резким. При этом неравномерность звукового поля на зрительских местах возрастает. И даже если зал полностью покрыт равномерным звучанием от супер аудиосистемы, в случае "мертвой" акустики в каждой части зала мы будем слышать совершенно разное звучание. Если слушателя с закрытыми глазами перенести из одной части зала в другую (например, из партера на балкон), ему покажется, что он слушал одну и ту же фонограмму вообще на двух разных концертных площадках.

Конечно, по сравнению с залами с живой акустикой, помещение с элетроозвучиванием прощает проектировщикам гораздо больше ошибок. Однако, действительно хорошие залы оказываются тщательно сбалансированы по количеству звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов и конструкций. При этом, конечно, в таких залах нет места ярко выраженным акустическим дефектам, типа порхающего или театрального эха.

При проектировании залов с системами звукоусиления следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции зала должны выбираться исходя из требований наилучшей диффузности (равномерного распространения) звука в помещении. Конечно, даже в зале с неудачными пропорциями с помощью электроакустики и средств архитектурной акустики можно получить неплохой результат. Однако, с правильными пропорциями помещения это будет достичь гораздо легче.
  2. Время реверберации в зале в зависимости от его объема должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для залов со звукоусилением.
  3. Интерьер зала должен содержать равномерное и самое главное сбалансированное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей.
  4. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" и "театрального" эха. Данные дефекты проявляются при наличии параллельных звукоотражающих поверхностей, а также в присутствии отражающих поверхностей большой площади, размещенных на больших расстояниях от источника звука (портальных кластеров) и направляющих звук назад к исполнителю (микрофону на сцене), но с большой задержкой.
  5. В отделке интерьера зрительного зала должны применяться пожаробезопасные, экологичные и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

Отдельное место при проектировании залов со звукоусилением отводится компьютерному акустическому моделированию. Уже на стадии построения модели, помимо формы помещения и видов отделочных материалов, инженерами выбираются конкретные типы электроакустических систем и точное место их размещения. Построение компьютерной модели позволяет еще на стадии проектирования выявить существенные акустические дефекты и проблемные зоны зала, рассмотреть варианты их решения и выбрать наилучшее решение задачи.