Концертные залы с естественной акустикой

Во всем мире, непрерывно реконструируются старые и строятся новые концертные залы с естественной акустикой. При этом количество признанных залов с хорошим звучанием прирастает совсем незначительно. И это, несмотря на то, что благодаря развитию компьютерных технологий, у инженеров появилось большое количество доступной по цене всевозможной измерительной техники и программ компьютерного моделирования акустики помещений.

Концертный зал с ествественной акустикой

Дело в том, что проектирование акустики залов - это не только инженерная работа в области строительства. Она сочетает в себе еще и творческую составляющую, подобную труду архитектора, позволяющую иногда даже на интуитивном уровне соединять красивое для глаз и полезное для ушей. Проектирование залов с естественной акустикой - это искусство, высшая ступень деятельности инженера-акустика. В отличие от всевозможных залов с электроусилением звука, где звуковая мощность источника не имеет большого значения, в залах с естественным звучанием - это есть главная ценность. И задача инженера-акустика состоит в способности при помощи объемно-планировочных решений помещения и правильным образом размещенных деталей интерьера "донести" эти колебания без искажения и существенного затухания до каждого зрителя в любой точке зала. При этом сам слушатель, за последние 50 лет уже достаточно избалован мощным и сочным звучанием, получаемым при помощи звукоусилительной аппаратуры. Поэтому он придирчиво, можно даже сказать капризно, принимает живой звук при наличии в нем малейших дефектов. Как и в ситуации с коммерческими кинотеатрами все больше новых концертных залов для естественного звучания оказываются "переглушенными". В них применяется больше, чем следует специальных звукопоглощающих материалов. Таким образом, звучание становится слабым и тусклым, даже если сама форма и пропорции зала вполне удачные.

Поэтому именно при строительстве и реконструкции залов с естественной акустикой настоящий инженер-акустик становится бескомпромиссным цербером. И к большому неудовольствию производителей специализированных звукопоглощающих материалов ревностно отстаивает интересы хорошего звучания.

При проектировании помещений таких помещений следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции зала должны выбираться исходя из требований наилучшей диффузности (равномерного распространения) звука в помещении. Для залов с естественной акустикой идеально соотношение длины, ширины и высоты помещения, равное пропорции "золотого сечения": 1:0,62:0,38.
  2. Время реверберации в зале в зависимости от его объема должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для залов с естественной акустикой.
  3. Поверхности в районе расположения источника звука - порталы вокруг сцены и козырек над ней могут выполнять роль отражателей звука, направляющих звуковую энергию в дальние участки зала. Интерьер зала должен содержать равномерное и самое главное сбалансированное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей.
  4. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" и "театрального" эха. Данные дефекты проявляются при наличии параллельных звукоотражающих поверхностей, а также в присутствии отражающих поверхностей большой площади, размещенных на больших расстояниях от источника звука и направляющих звук назад к исполнителю, но с большой задержкой.
  5. В отделке интерьера зрительного зала должны применяться пожаробезопасные, экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

Отдельное место при проектировании залов с естественной акустики отводится компьютерному и физическому моделированию. Предварительное построение данных моделей позволяет еще на стадии проектирования выявить существенные акустические дефекты и проблемные зоны зала, рассмотреть варианты их решения и выбрать наилучшее решение задачи.